Нефтедобывающие страны

Своеобразный подтип образуют так называемые нефтедобывающие страны с современной нефтедобывающей промышленностью. Это Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, а также Ирак, Иран и др. Благодаря огромным поступлениям от торговли нефтью они имеют благоприятные возможности для развития современного хозяйства, финансовой сферы, градостроительства, социальной сферы. Некоторые из них по показателям ВВП на душу населения являются богатейшими в мире.
Многочисленным является подтип наименее развитых стран. Они отличаются исключительно слабым развитием производительных сил. Это преимущественно аграрные или доиндустриальные страны. В них преобладают традиционная система хозяйства, докапиталистические (большей частью феодальные) отношения. В сельском хозяйстве работает более 85-90% населения, промышленность находится в зачаточном состоянии. К наиболее бедным относятся 2-3 десятка стран мира, среди которых Мозамбик, Ангола, Эфиопия, Эритрея, Сьерра-Леоне, Бурунди и Руанда, Сомали, Танзания, Чад, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау и др. — в Африке, Афганистан, Камбоджа, Бангладеш, Йемен и др. — в Азии.
Среди большого количества развивающихся стран можно выделить еще несколько подтипов. Это страны с преобладанием монокультуры в сельском хозяйстве («банановые республики»), выходящие на мировой рынок с одним-двумя экспортными продуктами, небольшие островные государства и страны, экспортирующие продукцию горнодобывающей промышленности.

Странами централизованно управляемой экономики остаются Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Вьетнам, Лаос, Куба. Несмотря на то, что рыночные отношения все более проникают в экономику этих стран (особенно активно развиваются рыночные отношения в Китае и Вьетнаме), в них сохраняются командно-административные методы организации и управления хозяйством. Страны централизованно управляемой экономики удачно решают отдельные проблемы развития хозяйства, в частности технико-экономические вопросы индустриализации (особенно создания военной мощи, ускорения темпов экономического развития). Однако в экономике этих стран слабы механизмы саморегулирования хозяйства, объективного распределения и регулирования ресурсов.