Качество трудовых ресурсов

Изменение характера труда в сторону технологически более сложного порождает проблему качества трудовых ресурсов. Современное производство, насыщенное техникой, требует не просто рабочих рук, способных выполнять определенные трудовые операции в определенной последовательности, а, прежде всего, «голов», способных понять сложность процесса, овладевать новой техникой и постоянно меняющимися технологиями. Ключевыми при этом являются вопросы здоровья, уровня образования и профессиональной подготовки. Именно эти проблемы рассматриваются ООН как основные при определении уровня развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), характеризующего качество жизни населения стран и регионов. При вычислении индекса человеческого развития учитывают ожидаемую продолжительность жизни, достигнутый уровень образования (письменности) и уровень жизни. Ожидаемая продолжительность жизни зависит от доступности медицинского обслуживания, доброкачественной воды, наличия санитарной защиты и калорийной пищи; уровень образования — это не только уровень письменности взрослого населения, но и количество студентов, то есть уровень будущей профессиональной подготовки, возможность получить высшее образование, уровень пот Низкие показатели качества жизни в странах Африки южнее Сахары и странах Южной Азии свидетельствуют о значительных проблемах этих регионов не только сегодня, но и в будущем, а рост показателя человеческого развития в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, наоборот, — о значительных социально-экономических сдвигах в этих странах. При всех социально-экономических проблемах общественной перестройки в странах Центральной и Восточной Европы показатель развития человеческого потенциала здесь достаточно высок, что позволяет делать, оптимистический прогноз.