Виды разделения труда

Важной формой общественного разделения труда является географическое, или территориальное, разделение труда. Оно состоит в специализации отдельных территорий на производстве определенных товаров и услуг и возникновении товарного обмена между ними такими товарами и услугами, которые в районах специализации продуцируются со сравнительно меньшими затратами. При этом формирование специализации территории может быть обусловлено как природно-ресурсными факторами (возможность выращивания определенных сельскохозяйственных культур, наличие того или иного минерального сырья и т. д.), так и экономическими и социальными предпосылками (наличие квалифицированных трудовых ресурсов, капитала и др.), историческими и национальными особенностями. Разумеется, чем больший выбор взаимодействующих факторов и предпосылок может использовать та или иная территория или страна, тем больше возможностей ее участия в географическом разделении труда. В том и состоит особенность географического разделения труда, что оно дает возможность нивелировать, а то и совсем снять проблемы, вызванные, например, нехваткой ресурсов в каком-либо регионе или стране. Географическое разделение труда возникает между территориями независимо от того, имеют они государственный суверенитет или нет.
Высшая форма общественного разделения труда — международное разделение труда. Оно состоит в специализации отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг и товарном обмене этими продуктами на мировых рынках. Международное разделение труда возникает между странами, защищенными своим государственным суверенитетом.
Международное разделение труда, по сравнению с территориальным, имеет некоторые принципиальные отличия. Формирование специализации хозяйства страны в этом случае, безусловно, подчиняется действию закона сравнительных преимуществ. В соответствии с этим законом, являющимся одним из фундаментальных положений экономической теории, каждая страна имеет сравнительное преимущество в производстве какого-либо товара или услуги и может получить выгоду, торгуя ими или обменивая их на другие товары и услуги.