Автомобилестроение

Автомобилестроение — главная отрасль транспортного машиностроения. Продолжительное время состояние этой отрасли во многом определяло состояние всей экономики развитых стран. При размещении автомобилестроительных заводов учитывают как связи с базами производства конструкционных материалов (они «завязаны» не только на поставке металла, но и пластмасс, резины, композитных и отделочных матери
лов, стекла и т. п.), так и возможности рынка сбыта, особенно если это экспортная отрасль страны. Следовательно, размещен головного завода в пределах страны приводит к возникновению целого «куста» субподрядных производств. Примерами исключительной роли автомобилестроения, ставшего ядром машин строительного комплекса, могут быть районы Детройта в СШ, Тойоты (город-спутник Нагой) в Японии, Нижнего Новгорода
в России. В 2002 г. в мире произведено более 58 млн автомашин. Больше всего их производят ведущие страны мира.
Авиакосмическая промышленность — наукоемкая отрасль. Решающим в ее размещении является наличие в стране соответствующей научно-исследовательской базы, квалифицированных кадров в сочетании с возможностью организации выпуска высококачественных конструкционных материалов комплектующих практически всех отраслей наукоемкого машиностроения. Поэтому круг стран, способных выпускать самолеты, ракеты, космические аппараты и т. п., весьма ограничен. Это США, производящие более 1/2 мировой продукции этой отрасли, в Европе — Франция, в меньшей мере ФРГ и Великобритания, в СНГ — Россия и Украина, в Азии — Япония и Китай, хотя производство отдельных моделей самолетов налаживается во все большем количестве стран. Это, например, Италия, Израиль, Аргентина, Бразилия, Индия, Польша, Чехия, Узбекистан, Грузия.