МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Существует несколько взглядов на туризм как явление общественного развития. Туризм можно рассматривать как специфический вид миграций. Туристы уверены, что туризм — это их деятельность во время отдыха. Экономисты рассматривают туризм как область хозяйства, самостоятельный вид экономической деятельности по обслуживанию туристов. Среди специалистов распространено мнение, что туризм — это межотраслевой комплекс, составляющая рынка услуг. Наиболее обобщенно понятие «туризм» определяют как временное перемещение людей в свободное время с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью отдыха, оздоровления, познания окружающего мира и получения удовольствия.
Туризм имеет глубокие исторические корни и связывается с древней традицией гостеприимства — делиться хлебом с путником. Его истоки связаны с периодом первоначальных перемещений человека с целью поиска местностей и условий, пригодных для проживания. В древних Египте, Греции, Риме люди путешествовали с целью открытия и завоевания новых земель, участия в Олимпийских играх, ознакомления с культурой и природой других стран, торговли и образования, посещения святых мест и развлечений. Паломничество, появление университетов увеличили количество путешественников, главной целью которых были духовные, а не материальные потребности. Эпоха Великих географических открытий способствовала прокладыванию новых маршрутов, развитию инфраструктуры гостеприимства: появляются новые дороги, заезжие дворы, трактиры, первый обслуживающий персонал — переводчики. В ХУШ-Х1Х в. возрастает количество путешествий с целью отдыха и развлечений на природе, посещения памятников античности и средневековья, образования, оздоровления. Развитие пароходства, железных дорог, автомобилизма и авиации в XIX—XX в. заложили основы массового характера туристических путешествий. Формируются международные туристские центры во Франции, Италии, Швейцарии. Развитие транспортной системы, использование в туристских целях различных видов транспорта способствовало появлению комплексного обслуживания туристов, отелей и ресторанов в их современном понимании.
Удовлетворение потребностей туристов происходит благодаря сложному взаимодействию предприятий сферы услуг: учреждений размещения (гостиницы, мотели и др.), питания (рестораны, кафе, столовые и т. п.), использование различных видов транспорта, посещение разнообразных развлекательных учреждений (музеи, театры, парки развлечений, казино и др.). Благодаря деятельности туроператоров услуги, предоставляемые отдельными предприятиями, комбинируются в туры, которые включают в себя программу обслуживания на маршруте, охватывающую определенную территорию с ее природными и культурно-историческими памятниками, объектами и явлениями. Условиями для комфортного отдыха являются развитие местной инфраструктуры (транспорт, торговая сеть, банковские учреждения, предприятия быта и т. п.) и базовых отраслей хозяйства (топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, строительной индустрии). Значительное влияние на развитие туризма оказывают природно-географические, социально-экономические, демографические, исторические и, конечно, политические факторы.


Подразделы этой страницы: